www.osipoff.ru\part1.html
"Философия сознания без обьекта" |
Часть 1 Основа Знания Мысль и ее источник Предназначение высшей философии – являтся Путем Проявления, а не использоваться исключительно для управления деятельностью. Это то, что древние понимали очень хорошо, но сейчас, в эти грязные и убогие дни эта истина почти забыта. Серьезного гражданина нашего времени могли бы вогнать в краску мысли о том, каковым будет приговор историков будущего, когда они будут описывать наши времена, отмечая как высоко гениальны и первоклассно выполняемы были преимущественно мирские потребности для удобства «двуногих, бесперых, прямоходящих млекопитающих рода Homo» в его адаптации к окружающей среде, или изучая, как чрезвычайно запутанные технические устройства могут быть приспособлены к уничтожению таких же млекопитающих наиболее неприятным из всех доступных воображению способов. В самом деле, когда знание служит подобным устремлениям – неведение предпочтительнее. Но даже то, насколько нездоровым выглядит отсутствие у технического знания других целей, то, что величественная Королева Знания унижена до статуса служанки земной науки, намного отвратительнее и безнравственнее. По всей видимости, в самой своей форме и методах земная наука может найти окончательное оправдание только в деятельности, но задача высшей философии служить более значительным и предельным целям. Неизменная задача Святой Софии – поддерживать то знание, которое служит, прежде всего, бытию, а деятельность лишь в том случае, пока действие является инструментом бытия. Печальное настоящее положение
подобной философии является по большей части результатом критической сообразительности,
которая убежала так далеко вперед от раскрытия в балансирующем интуитивном
проникновении. У меня нет ни малейшего желания выяснять правильные функции
духа критицизма, и я буду одним из последних среди тех, кто побеспокоится
о проживании в дурацком замке иллюзий; но сам по себе критицизм ведет только
к тупику универсального скептицизма. Можно не сомневаться, что этот скептицизм
может быть замаскирован по-разному, что раскрывается через заявления, вроде
«любое знание только вероятное знание», или «знание лишь только гарантированная
уверенность, которая проверяется тем, насколько хорошо она служит адаптации организма к окружающей среде»,
или же он может привести к совершенному отрицанию того, что вообще существуют
такие вещи, как Реальность или Истина. Но в любом случае, уверенность исчезает
без всякой надежды на то, что она вообще когда-нибудь будет обретена. Есть
люди со странным вкусом, которым, кажется, нравится проистекающий в результате
азартный мир полной неуверенности, в котором ничему нельзя верить и только
иллюзии служат пищей для утоления острой тоски по вере. Но для всех тех,
у кого есть большая потребность в вере, потеря надежды в обретении уверенности
это окончательная трагедия абсолютного пессимизма – не относительного пессимизма
Будды, Христа или Шопенгауэра, каждый из которых видел мрачную безнадежность
этого темного мира так же хорошо, как и Дверь, ведущую к бессмертному Свету,
но пессимизма столь глубокого, что не остается ни малейшей надежды на Свет.
Где-то должна существовать уверенность в том, что конец жизни это нечто
большее, чем вечная безысходность. И чтобы обрести эту уверенность нужно
нечто другое, чем критицизм.Когда поток опыта проходит сквозь нас, мы не
можем найти ни начала, ни конца. С помощью нашей науки мы делаем случайные
разрезы в этом потоке, и обнаруживаем бесчисленные связи переплетающихся
неопределимых частей, что мы с изрядным умением можем описать и превратить
в различные системы. Но, что касается окончательной природы этих частей
в их взаимосвязи, мы не знаем почти ничего. Откуда проистекает этот поток
и куда он течет? На этот вопрос веками и тысячелетиями не было ответа у
знания, которое было основано исключительно на опыте. |
Франклин Меррел Вольф |