РАДОСТЬ
или восстановление души и высвобождение духа
в поисках любви и нежности

Александр Лоуэн

(Нежность - это результат "наполненности любовью".
Это - "зрелость любви".....) Осипов...

Лоуэн "Радость".. стр 64 1999 изд ООО "Пупурри".
введение..

Процесс возвращения в норму шел у него настолько великолепно, что и его жена обратилась ко мне, чтобы проконсультироваться по поводу своих проблем.

При этом она сказала:
----"Вы были единственным терапевтом, который оказался в состоянии снова поставить моего мужа на ноги".
Я ответил, что смог добиться этого, заставив ее супруга действительно опираться на свои ноги - в чисто физическом смысле.

Разумеется, это не означает, что, поставив человека на ноги в буквальном смысле этих слов, мы выведем его из депрессии, но то, что мы совершим тем самым шаг в правильном направлении, - безусловно.

Если человека все время заставляют только разговаривать, сидя при этом на стуле или лежа на кушетке, то, с моей точки зрения, это непременно будет затормаживать терапевтический процесс.
Если мы хотим, чтобы чувство радости стало
неотъемлемым атрибутом жизни обратившегося к вам человека, то оно не может зависеть только от каких-либо особых упражнений или переживаний.

Я убежден, что каждому из нас случалось испытывать некоторые моменты радости в результате прорыва какой-то сильной эмоции, результатом чего становится чувство освобождения.

Это напоминает солнце, которое на короткое время прорывается сквозь облака, после чего снова скрывается за ними.

Общепризнанно, что неизменно солнечная погода невозможна, но мы бы хотели, чтобы солнце сияло как можно больше времени.

Слишком многие люди живут в темной и мрачной тени своего прошлого, порождаемой какими-то пугающими картинами, которые различимы смутно и неотчетливо.

Эти картины часто навещают бессознательную часть, нашей души, порождая тревожные сновидения по ночам и неясное, беспочвенное беспокойство средь бела дня.

Психоанализ был изначально задуман как метод, позволяющий внести эти подавленные воспоминания в сознательную часть разума так, чтобы связанные с ними чувства можно было выразить и разрядить.

Я убежден, что это является существеннейшей частью любой психотерапии.

Прежде чем взойдет обогревающее и ободряющее нас солнце, мы испытываем воздействие предшествующего восходу полусвета зари грядущего дня.

В терапевтическом анализе это называется инсайтом (буквально - озарением), внезапно появляющимся у человека тогда, когда свет сознания рассеивает тьму, царящую в его душе.

Будучи одной из разновидностей аналитической терапии, биоэнергетический анализ признает важность доктрины "познай самого себя".

В процессе работы по самопознанию человеческое Я видится не только в качестве отражения личности в разуме, но и как чисто телесное Я.

Поскольку такое телесное Я куда более наглядно и объективно, нежели его отражение в разуме человека, которое носит субъективный характер, то действия по познанию собственного Я в значительной мере являются вопросом поддержания контакта со своим телом.
У многих людей такой контакт отсутствует, или же они, в лучшем случае, чувствуют лишь отдельные, ограниченные участки и области собственных тел.
Такие люди не заземлены в реальности своих тел.

Те фрагменты тела, с которыми данный человек не контактирует, содержат пугающие его чувства,
являющиеся двойниками соответствующих пугающих образов в его разуме.
( *чувства,энерго-наполнение мыслеформ. прим. Осипова. )



Например, большинство людей не чувствует свою спину, невзирая на тот факт, что спина играет важную роль в физическом и эмоциональном положении человека и поддерживает его, когда на него оказывается давление.

Эта функция прямо соотносится с тем, что в человеке "имеется стержень", иными словами, что он не является бесхребетным созданием вроде червяка или слизняка.

Стержень человека, то есть его позвоночник, может выполнять возложенную на него функцию лишь при условии, что человек воспринимает его как живую, энергетически насыщенную структуру.
Если позвоночный столб слишком слаб или податлив, то у человека будет отсутствовать способность занять при необходимости жесткую позицию и окружающие будут считать его слабаком.
Если же позвоночник излишне скован и ригиден, то человек может оказаться иммобилизованным в позе сопротивления, что блокирует его способность жить или любить.
Несколько лет назад мне пришлось столкнуться с человеком, который страдал от заболевания, известного под названием "анкилозирующий спондилоартрит" или "болезнь Бехтерева (Штрюмпеля-Мари)" - ревматического поражения, при котором позвоночник настолько лишается подвижности, что ведет себя почти так, как если бы он представлял собой сплошную кость.
На этого пациента было больно смотреть, но я вовсе не уверен, чувствовал ли он сам боль.
Если даже дело обстояло и так, он никогда не вопил об этом на каждом углу. В его истории фигурировал весьма властный, доминирующий и деспотичный отец, которого он и в детстве, и в юности боялся до такой степени, что самым буквальным образом окостеневал и коченел.
Но как же в его борьбу оказался вовлеченным позвоночник?

Если бы он сгибался перед лицом отцовской агрессивности, то оказался бы "червячком" (то есть существом бесхребетным).
Будучи всего только мальчиком, а затем подростком, он был не в состоянии открыто сопротивляться отцу.
Он мог противостоять ему лишь внутренне, до предела напрягая и закрепощая свой позвоночник.
Подобное бессознательное действие позволило ему сохранить свою внутреннюю интегральную цельность -; однако за счет подвижности и возможности испытать радость. Это было печально, но он не испытывал печали; он стал словно замороженным и был не в состоянии почувствовать свое тело.

Когда человек лежит, запрокинувшись, на биоэнергетическом табурете, он может ощутить истинное качество своей спины.
Он может воспринять ее состояние напряжения или ее слабость.

Хроническое напряжение представляет собой физический эквивалент страха. Поскольку страх иммобилизует, обездвиживает человека, то неподвижность, вызванная хроническим напряжением, равняется страху. Ощущение ригидности, или напряжения, может оказать человеку помощь в осознании своего страха, что ведет к высвобождению подавленных и загнанных вглубь воспоминаний из его детства. Ложась навзничь на табурет да еще и запрокидываясь при этом, многие пациенты выражают опасение, что их спина может сломаться, а затем припоминают, что в детстве они боялись, как бы отец не переломил им спину, когда они с ним боролись. Если после этого позволить им выразить свой гнев, например с помощью ударов по кровати, то это приведет к снятию напряжения и в конечном итоге возвратит задубевшей спине как гибкость, так и силу.

Степень, до которой человек утратил контакт с какой-то из частей своего тела, говорит о том, в какой мере он потерял конкретное чувство или ощущение, соотносящееся с этой частью тела.

Стиснутые челюсти и напряженная гортань будут словно отсекать чувство печали, поскольку такой человек не может плакать.

Если все тело становится ригидным, то у такого человека никогда не появится чувств, связанных с нежностью.

Если перейти на более глубинные уровни, то у многих людей отсутствует чувство любви, поскольку их сердца заперты в жесткой грудной клетке, которая блокирует как осознание факта наличия сердца, так и выражение сердечных чувств, к числу которых принадлежит и любовь.

Цель терапии состоит в том, чтобы человек открыл самого себя,
а это повлечет за собой
восстановление его души и высвобождение его духа.


К этой цели ведут три шага.


Первым из них является самоосознание,

а это означает умение ощутить каждую часть своего тела и те чувства, которые могут в ней возникнуть.
Для меня удивительно, насколько многие люди не осознают выражение своего лица и своих глаз, хотя они смотрят на себя в зеркало каждый день.

Разумеется, причина того, что они не видят выражения собственной физиономии, состоит в нежелании увидеть его.

Они как будто сами не могут разгадать указанное выражение и убеждены, что другие люди тоже не в состоянии этого сделать.

По этой или иной причине они носят на лице маску, некую застывшую улыбку, которая демонстрирует миру, что у них все в порядке, хотя на самом деле всё далеко не так.

Когда они сбрасывают с себя эту личину, то перед окружающими, как правило, предстает их подлинный лик, полный печали, боли, депрессии или страха.

До тех пор пока они продолжают носить подобную маску, они будут не в силах ощутить свое собственное лицо, поскольку оно словно заморожено в этой самой навеки застывшей улыбке.
Разумеется, когда индивиду удается ощутить свою печаль, боль или страх, это вовсе не доставляет ему никакой радости , но если указанные подавленные эмоции не прочувствовать, то от них вообще невозможно будет избавиться. Человек томится в тюрьме, скрытой за этим улыбчивым фасадом, который не позволяет лучам солнца проникнуть в глубины человеческого сердца.
Выбираясь из своей полутемной камеры, он может счесть солнце чрезмерно обнаженным и сияющим, но после постепенного привыкания к его блеску ему уже никогда не захочется снова жить в прежней, тускло освещенной обители.



Вторым шагом к открытию самого себя является самовыражение.

Если чувства не выражаются, они переходят в подавленное состояние и человек теряет контакт с самим собой.

Когда детям запрещают выражать определенные чувства, например гнев, или наказывают за то, что они их выражают, то подобные чувства приходится скрывать и в конечном итоге они становятся частью непроглядного подземелья в глубинах данной личности.

Масса людей пребывает в ужасе от своих чувств, которые они считают опасными, угрожающими или безумными.
Многим индивидам присуща бессознательная убийственная ярость, которую, как они полагают, следует держать погребенной где-то в недрах своей натуры из опасения перед деструктивным, или, иначе говоря, разрушительным, потенциалом этого чувства.

Лишь у немногочисленных лиц подобная ярость носит осознаваемый характер.
Она подобна неразорвавшейся бомбе, к которой человек не отваживается прикоснуться.

Но точно так же, как разумный человек отыщет возможность взорвать атомную бомбу где-нибудь в безопасном месте и тем самым обезвредить ее, можно безо всякого риска разрядить убийственно опасные чувства в кабинете психотерапевта. Я все время помогаю людям производить подобные операции.
Будучи однажды так или иначе разряженным, этот глубоко запрятанный гнев поддается рациональной работе с ним.

Третий шаг к собственному освобождению заключается в достижении самообладания.


Это состояние означает, что человек знает, что именно он чувствует в данный момент; он находится в контакте с самим собой. Он также владеет способностью выразить себя надлежащим образом, причем так, чтобы это лучше всего отвечало его высшим интересам.

Такой индивид полностью владеет собой.
Он сумел избавиться от всевозможных бессознательных подпорок, педалей и рычагов управления, которые брали свое начало в страхе быть самим собой.

Он сумел избавиться от чувства вины и стыда по поводу того, каков он есть и что он чувствует.

Он сумел освободиться от различных мышечных напря жений в своем теле, которые прежде блокировали его самовыражение и ограничивали его самоосознание.

Это место заняли теперь приятие самого себя и свобода быть собою.



В последующих главах этой книги я объясню, каким образом человек в ходе терапевтического процесса доходит до этой стадии.
Сюда в качестве важной составной части входит аналитическое исследование всего прошлого данного индивида, с тем чтобы он сам понял, почему и как его естество, его Я, оказалось утерянным или пострадало.

Поскольку все те события и переживания детских лет, которые позднее порождают проблемы и сложности взрослого человека, фиксируются в его теле и находят там структурное отражение, то внимательное "прочтение" тела может предоставить терапевту базисную информацию о прошлом данного лица.

Это знание плюс все то, что можно почерпнуть из интерпретации его сновидений, из анализа его поведения и из бесед, проводимых между ним и терапевтом, должно быть увязано самим пациентом с теми чувствами, которые он испытывает, и с ощущением собственного тела. Только на этом пути можно достигнуть интеграции разума и тела таким образом, чтобы человек стал чем-то цельным.
Терапия представляет собой путешествие в страну, где человеку предстоит совершить очень важное открытие - открытие самого себя.
Этого нельзя добиться быстро, это отнюдь не легко и это не лишено страхов и опасностей.

В некоторых случаях такое путешествие может занять целую жизнь, но наградой является чувство, что твоя жизнь прожита не напрасно.

Человек может найти истинный смысл жизни в глубоком переживании радости.
далее ПЛАЧЬ ,эмоция ,несущая разрядку... - >


Hosted by uCoz